Нужны деньги? Оформь максимум заявок - увеличь шансы получения до 100%

Ставка: 0% в день

  • Сумма: до 200 000 тг
  • Срок: 5 – 31 дней
  • Возраст: от 18 лет
  • Куда:

Ставка: 0.123% в день

  • Сумма: до 1 500 000 тг
  • Срок: от 3 до 24 мес.
  • Возраст: от 21 до 68 лет
  • Куда:

-50%

Ставка: 0.27% в день

  • Сумма: до 150 000 тг
  • Срок: 7 – 31 дней
  • Возраст: 23 – 58 лет
  • Куда:

50%

Ставка: 2% в день

  • Сумма: до 200 000 тг
  • Срок: 5 – 30 дней
  • Возраст: от 18 лет
  • Куда:

-50%

Ставка: 0.27% в день

  • Сумма: до 150 000 тг
  • Срок: 7 – 31 дней
  • Возраст: 18 – 65 лет
  • Куда:

Ставка: 0.27% в день

  • Сумма: до 300 000 тг
  • Срок: 3 – 30 дней
  • Возраст: от 21 лет
  • Куда:

Ставка: 0,27 % в день

  • Сумма: до 150 000 тг
  • Срок: 7 – 31 дней
  • Возраст: от 18 до 55 лет
  • Куда:

Ставка: 0% в день

  • Сумма: до 200 000 тг
  • Срок: 5 – 30 дней
  • Возраст: от 21 до 63
  • Куда:

Ставка: 0.19% в день

  • Сумма: до 200 000 тг
  • Срок: 5 – 30 дней
  • Возраст: от 18 лет
  • Куда:

Ставка: 1% в день

  • Сумма: до 250 000 тг
  • Срок: 5-30 дней
  • Возраст: от 18 до 75 лет
  • Куда:

Ставка: 0.25% в день

  • Сумма: до 200 000 тг
  • Срок: 7 – 30 дней
  • Возраст: от 18 лет
  • Куда:

Ставка: 0.27% в день

  • Сумма: до 150 000 тг
  • Срок: 7 – 31 дней
  • Возраст: от 18 лет
  • Куда:

-50%

Ставка: 0.19% в день

  • Сумма: до 200 000 тг
  • Срок: 5 – 30 дней
  • Возраст: от 18 лет
  • Куда:

Ставка: 0% в день

  • Сумма: до 150 000 тг
  • Срок: 7 – 21 дней
  • Возраст: от 18 лет
  • Куда:

Ставка: 0.27% в день

  • Сумма: до 200 000 тг
  • Срок: 5 – 31 дней
  • Возраст: от 21 года
  • Куда:

Ставка: 0.27% в день

  • Сумма: до 250 000 тг
  • Срок: 5 – 30 дней
  • Возраст: от 18 лет
  • Куда:

Муниципальный мотивированной беспроцентный заем 1990 года

Государственный кредит

План.

Глава 1. Экономическое содержание и функции муниципального кредита.

1.1 Муниципальный кредит как финансовая категория.

1.2 Отличия муниципального кредита от банковского.

Введение.Современная кредитная система — это совокупа разных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию валютного капитала.Через кредитную систему реализуются суть и функции кредита.

Глава 3. Главные тенденции развития муниципального кредита в РФ.

Глава 2. Формы муниципального кредита.2.1 Формы внутреэкономического муниципального кредита.2.2 Интернациональный муниципальный кредит.

5. Калашникова Н. Проблема госдолга — чисто финансовая / Деловой мир. 20-23.06.97

Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам ( исключая Украину ) в 1993 году составил около 70 миллиардов долларов ( внешний долг СССР в 1987 году составил 40 миллиардов долларов ). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени сократилась доля государства в этой выручке.Практически Россия может ежегодно выплачивать своим кредиторам менее 2,5 миллиардов долларов в год, что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней задолженности.

Как указывает опыт государств с рыночной экономикой, внедрение муниципального кредита для покрытия недостатка бюджета является действенным и разумным средством по сопоставлению с монетарными приемами.1.2 Отличия государственнго кредита от банковского.Муниципальный кредит как самостоятельная форма кредитных отношений отличается от банковского кредита рядом особенностей:

Глава 1. Экономическое содержание и функции государственного кредита.

1.1 Государственный кредит как экономическая категория.

В критериях развитых товарно-денежных отношений правительство может завлекать к покрытию собственных расходов свободные денежные ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

Основным методом их получения является муниципальный кредит. Он выражает дела меж государством и бессчетными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного валютного фонда, вместе с бюджетом, в руках страны. При осуществлении кредитных операций снутри страны правительство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации — кредиторами. Все же правительство возможно окажется и в роли кредитора. Такое явление встречается не только лишь в сфере межгосударственных отношений, да и во внутренней денежной жизни по полосы использования казначейских ссуд.

Муниципальный кредит — одна из форм кредитных отношений, имеющая последующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денег населения, компаний и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций снутри страны и в интернациональных отношениях.

При помощи муниципального кредита правительство мобилизует дополнительные денежные ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения собственных функций. Беспристрастная необходимость использования муниципального кредита разъясняется противоречиями меж возрастающими потребностями общества с возможностью их ублажения за счет доходов бюджета. По собственной экономической природе госбюджет перераспределяет часть государственного дохода станы.

Объем доходной части бюджета ограничен уровнем налогообложения, установленном действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. Т.о. в сферу экономного рассредотачивания не попадают значимые объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы людей. Меж тем экономная нагрузка на расходы вырастает. Структурная перестройка и регулирование экономики соц политика страны, расходы по обороне страны, роль в интернациональной деятельности требуют огромных средств.

В периоды экономического кризиса (который имеет место на сегодня), коренных конфигураций в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета правительство испытывает острый недочет денежных ресурсов. Основным методом получения дополнительных денежных ресурсов становится муниципальный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в муниципальном кредите сокращается и сфера его внедрения сужается.

Муниципальный кредит представляет дела вторичного рассредотачивания цены валового внутреннего продукта и части государственного богатства. В сферу его внедрения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного рассредотачивания цены. Через муниципальный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды употребления. Обычно ими являются временно свободные деньги населения компаний и организаций, не созданные для текущего употребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение употребления и в сферу муниципального кредита втягиваются средства, созданные для текущих производственных либо соц нужд (в истории были примеры, когда схожее ограничение потребностей происходило по принуждению страны – подписка на муниципальные займы).

• Срок возврата ссуды.При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его нарушение тянет экономические санкции, завышенные проценты за кредит. В муниципальном кредите таковой регламентации нет. Дела по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный нрав.

Муниципальный кредит – это совокупа экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством денежных ресурсов для финансирования экономных расходов и других муниципальных программ. 1

Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – правительство в лице его органов (министерства денег, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные валютные ресурсы для покрытия экономного недостатка без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного воззвания методом операций на открытом рынке, формирование денежного рынка. В критериях развития инфляционного процесса муниципальные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос.Устранению известного недоверия займодателей к кредитным операциям страны содействует обилие критерий выпуска займов по срокам. Если правительство ориентируется лишь на долгие кредитные операции, то это затрудняет вовлечение в покупку облигаций свободных денег короткосрочного и среднесрочного нрава, также принуждает помыслить потенциального кредитора о необходимости вложения и длительных сбережений.Другим видом муниципальных займов являются казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой воззвания. Средства от реализации облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды либо на особые цели.

Из долголетней практики банковского кредитования следует, что поручительство и гарантии являются более эффективными методами минимизации рисков при кредитовании. Это разъясняется тем, что выполнение обязанностей должником обеспечивается обязательством других лиц перед кредитором, которые гарантируют это своим имуществом.

Подобная схема действует и в практике муниципального кредита на международном уровне. Принимая муниципальную гарантию за третье лицо ( правительство либо отдельное предприятие ), правительство практически получает еще 1-го вспомогательного должника. на платежеспособность которого оно расчитывает.

При всем этом существенными критериями обязательства гаранта будут являться:

-указание, за кого оно выдано,

в) местными органами власти.Обширное распостранение получила практика выпуска муниципальных займов центральным правительством. Задолженность республиканских и местных органов власти является обычно, малозначительной.

Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд , динамикой, величиной процента и сферой функционирования.Темой данной курсовой работы является рассмотрение муниципального кредита, как части кредитно-банковской системы страны. Принимая во внимание сложившиеся в Рф экономические условия, охото особо отметить, что муниципальный кредит играет очень важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно- денежной системы страны зависят важные характеристики муниципального бюджета, темпы роста экономической стабилизации, также то, каким является положение страны на мировой арене.

• Потребность страны в кредите.

Появляется у страны при денежных затруднениях, необходимости урегулировать разрыв меж валютной массой в воззвании и товарными ресурсами. Муниципальный кредит употребляется сначала на покрытие экономного недостатка. Примером беспроцентной гос кредитной операции является муниципальный мотивированной заем 1990 года. Местные органы власти могут проводить мотивированные займы на строительство дорог, воплощение работ по охране среды, финансирование других мероприятий, в каких заинтересовано население административно-территориальной единицы.По срокам погашения займы делятся на:а) короткосрочные займы — срок погашения до 1 года; Банковский кредит могут получать и личные лица на цели, установленные законодательством.

Условием сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов кредитора и заемщика, при муниципальном кредите экономические участников обособлены, потому необходимо обеспечить экономическую заинтригованность кредиторам для добровольческой передачи денег в использование заемщика. Для этого правительство берет на себя обязательство выплачивать кредиторам определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность заемщиков, вознаграждение кредиторов при муниципальном кредите выступает как стимул реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков.

Однако при коренной реформе отношений собственности сопровождаемой разгосударствлением и приватизацией хозяйственных структур, государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Но по мере надобности государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным субъектам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности, платности.Отношения по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь на других условиях, по другим причинам и в иных целях.

Формирование средством госкредитных отношений дополнительных денежных ресурсов отражает одну сторону сути муниципального кредита как особенной формы движения цены (ссудного фонда). 2-ой стороной выступают дела, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых при помощи муниципального кредита. Правительство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные дела и налоговые не заменяют друг дружку и являются самостоятельными финансовыми инструментами.

Дела меж участниками строятся добровольно.

• Способность наращивать либо сокращать валютную массу.

При помощи банковского кредита создаются средства и при не обмысленной кредитной политике банковский кредит может служить фактором проявления и роста лишней валютной массы. Муниципальный кредит, напротив, всегда является средством сокращения средств в воззвании.

Муниципальный кредит при правильной его ориентации оказывает положительное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денег населения, компаний и организаций содействует нормализации и укреплению валютного воззвания в стране и сразу служит источником доходов для держателей муниципальных ценных бумаг.

Глава 2. Формы государственного кредита.

Под формой кредита понимается наружное проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашего страны обширно использовались товарная и валютная формы муниципального кредита.

Товарная форма (хлебный и сладкий займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Валютная форма кредита получила развитие после заслуги стабилизации покупательской силы русского рубля на базе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации экономного недостатка.

2.1 Внутреэкономический кредит.

В системе кредитных отношений внутренний муниципальный кредит выступает в последующих формах :

1. муниципальные займы ;

2. воззвание части вкладов населения в муниципальные займы ;

3. заимствование средств общегосударственного ссудного фонда ;

4. казначейские ссуды ;

5. гарантированные займы .

Муниципальные займы характеризуются тем, что временно свободные деньги физических и юридических лиц привлекаются на финансирование публичных потребностей методом выпуска муниципальных ценных бумаг : облигаций, казначейских обязанностей и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее обладателю по истечению определенного срока получить назад сумму долга и проценты. Продавая облигацию, правительство обязуется возвратить сумму долга в определенный срок с процентами либо выплачивать кредиторам доход в течение всего срока использования заемными средствами, а по истечении срока возвратить и сумму долга.

Правительство устанавливает нарицательную цена ( номинальную стоимость ) облигаций. Она обозначается на облигации и выражает валютную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное использование. Эта самая сумма выплачивается обладателю облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Но настоящая доходность облигаций для их держателей может быть выше либо ниже установленного номинального процента. Это обусловленно тем, что облигации продаются по курсовой стоимости, которая отклоняется от нарицательной цены. Данное отклонение именуется курсовой различием и находится в зависимости от ряда причин. К их числу, а именно, относятся величина дохода, выплачиваемого по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка муниципальными ценными бумаги, привлекательность критерий выпуска личных ценных бумаг, состояние хозяйственной коньюнктуры, степень доверия населения правительству.

Свободная котировка облигаций муниципальных займов на фондовой бирже является механизмом учета всех причин, отражающихся на курсовой стоимости процентных бумаг. Функционирование настоящего фондового рынка, который неосуществим без высочайшей степени ликвидности доходных бумаг, содействует преодолению негативного психического фактора. Последний состоит в настороженном отношении займодателей к муниципальным кредитным операциям; он порожден отходом от требований законов развития фондового рынка и нарушения государством собственных обязанностей; принудительным рассредотачиванием займов, резким ограничением ликвидности ценных бумаг страны, замораживанием муниципального долга и т.п.

Из воззвания изымается лишная валютная масса, т.е. происходит отвлечение средств из валютного оборота на заблаговременно обсужденный срок. Чрезмерное повышение муниципального долга вкупе с тем может привести к платежам по обязанностям, сумма которых составит величину огромную, чем поступления от займов, что негативно скажется на состоянии денег страны.

Средства от реализации казначейских обязанностей направляются лишь на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей либо не выплачиваться вообщем. По казначейским обязанностям доход выплачивается в виде процентов. Облигации могут быть или свободно обращаемые либо с ограниченным кругом воззвания.По признаку держателей ценных бумаг займы могут разделяться на реализуемые только посреди населения ( к примеру, Муниципальный внутренний выигрышный заем 1982 года ), посреди юридических лиц ( муниципальный внутренний 5%-ный заем 1990 года ) и универсальные, т.е. созданные для размещения посреди физических и юридических лиц.Зависимо от формы выплаты доходов выделяют:а) процентные займы;

а) центральным правительством;

б) республиканскими правительствами;

-пределы обязательства гаранта, т.е. сумма на которую выдана гарантияРазличительными чертами муниципального кредита являются: безотзывность и непередаваемость прав по кредиту.

Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг воззвания и реализации только посреди населения.Муниципальные внутренние займы систематизируют по нескольким признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:

б) выигрышные займы;

в) процентно-выигрышные займы;

г) беспроигрышные займы;

д) беспроцентные (мотивированные ) займы.

Обладатели долговых обязанностей процентного займа получают жесткий доход раз в год методом оплаты купонов либо один раз при погашении займа методом начисления процентов к номиналу ценных бумаг ( без каждогодних выплат ). Примером процентных долговых обязанностей являются казначейские обязательства страны и облигации 5%-ного займа 1990 года. По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей. Примером выигрышного займа является Муниципальный заем 1982 года. Критериями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части — в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока деяния займа выигрыш свалится на каждую облигацию. В текущее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются. Беспроцентные ( мотивированные ) займы не предугадывают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответственного продукта, спрос на который пока на сто процентов не удовлетворяется. Потребность в банковском кредите появляется в связи с неравномерностью движения цены в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и употребляется для поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и увеличения его эффективности, также для общественного развития производственных обществ.

б) среднесрочные займы — срок погашения до 5 лет;

в) длительные займы — срок погашения более 5 лет.

По способу размещения займы подразделяют на:

а) добровольческие займы;

б) займы размещенные по подписке;

в) принудительные займы.

Каждому способу размещения займов соответствует собственный метод реализации. Облигации добровольческих займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы распространяются посреди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые посреди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являются добровольческими. Но их реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая делает их по существу обязательными. Это возможно в условиях тоталитарного режима. В текущее время в нашей стране действуют только добровольные займы.

Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В текущее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений ( банков, касс и т.п. ) и является важным каналом формирования финансовых ресурсов государства — обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денег, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных денег. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца ( населения ) позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита. Эта форма кредитования осуществляется через покупку особых ценных бумаг ( например, казначейских сберегательных сертификатов ) или рыночных ценных бумаг ( облигаций, казначейских обязательств ), также оформление безоблигационных займов. Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких займов заранее не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно, что процент по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не может быть ниже официального уровня инфляции. Для большей активизации сберегательного дела начисляемый процент должен превышать этот уровень в целях обеспечения получения вкладчиком хотя бы минимального дохода. В нашей стране сейчас это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно ( не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг ) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционирует в тоталитарном обществе. Она способствует развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях жесткого контроля за эмиссией денежных знаков со стороны демократически избранных органов. Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого позаимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита.

Казначейские ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. В текущее время в нашей стране эта форма активно не используется.Банковский кредит имеет строго целевое предназначение, употребляется сначала для обеспечения своевременности валютного оборота, опосредующего движение материально-вещественных частей производственного процесса и реализации продуктов. Муниципальный кредит употребляется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного предназначения. Ресурсы, мобилизуемые помощью муниципального кредита, расходуются государством в согласовании с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов.

Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений предприятий и хозяйственных организаций в виду их особого положения на рынке, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

Использование казначейских ссуд не означает, что безвозмездное бюджетное финансирование в отношении государственных хозрасчетных предприятий полностью себя изжило. Оно сохраняет право на существование, но как исключительная мера в порядке оказания финансовой помощи хозорганам, оказавшимся в затруднительном положении ввиду особенностей реализации производимой в интересах общества продукции, неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры, кризисных явлений в экономике и т. п.

По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность исключительно в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стране созданы условия для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлением местным органам власти, а так же отдельным хозяйственным структурам права проводить операции по заключению займов.

2.2 Международный государственный кредит.

Международный кредит традиционно играл роль фактора, который приемущественно обслуживал внешнеторговые связи между отдельными странами. Во второй половине нашего столетия положение стало все более менятся, и к настоящему времени фактически уже сформировался международный рыночный механизм кредита, который опосредует не только лишь сферу международной торговли товарами и услугами, да и процессы реальных инвестиций, регулирование платежных балансов, обслуживание внешнего долга стран-дебиторов.

Традиционно международный кредит представлял собой предоставление валютных и товарных ресурсов предприятиям и финансовым институтам одной страны предприятиям, финансовым институтам и правительству другой страны на условиях возвратности, срочности и платности. Кредиторами и заемщиками были представители двух разных стран. Источником финансирования товарного кредита и перевода валютных ресурсов в данном случае всегда являлся национальный рынок капиталов. В современных же условиях помимо национальных рынков капиталов важнейшим источником кредитных ресурсов стал собственно международный рынок капиталов, не имеющий непосредственно какой либо национальной принадлежности.

Международные кредиты, если они созданы для производительных целей: приобретение за границей нового оборудования или важного вида сырья для непосредственного осуществления инвестиций в производство, в итоге увеличивают масштабы производства валового внутреннего продукта в стране-заемщике и, следовательно, сами создают эквивалент той суммы средств, которая должна пойти на возмещение полученной за рубежом ссуды и уплаты процентов по ней. Если же международные кредиты созданы для других, не производительных целей: приобретение продовольствия за границей, промышленных товаров потребительского характера, содержание государственного аппарата, преодоление дефицита государственного бюджета или платежного баланса, то это ведет к тому, что возврат основной суммы долга и уплата процентов по нему осуществляется не за счет созданного с использованием их эквивалента и в итоге сказывается на сокращении валового внутреннего продукта страны.

Традиционной формой международного кредита является внешнеторговый кредит. Последний представляет собой важный фактор повышения конкурентоспособности товаров поставляемых на внешний рынок. Сегодня подавляющая часть машин и оборудования на мировом рынке продается обычно в кредит. Условия этого кредита — сроки, процентная ставка, сумма комиссионных, условия погашения, методы страхования рисков — существенно влияют на конкурентоспособность товара. Чем продолжительнее срок кредита, чем ниже его стоимость ( проценты плюс комиссионные ), чем больше льгот предоставляет при всем этом кредитор, тем при прочих равных условиях, выше конкурентоспособность товара на мировом рынке.

6. Борисов С.М. Внешние долги России. / Деньги и кредит, № 2 / 1997.Вавилов Ю.Я. Фирменный кредит, сроки которого, обычно, колеблются в пределах от 1 до 7 лет, имеет ряд разновидностей: покупательский аванс, кредит по открытому счету. Фирменный кредит в большинстве случаев реализуется посредством открытого счета.

Кредит по открытому счету осуществляется через банки импортера и экспортера. Между экспортером и импортером заключается долговое соглашение, по которому первый записывает на счет последнего в качестве его долга общую стоимость отгруженных товаров с учетом начисляемых процентов, а импортер, в свою очередь, обязуется в установленный срок погасить сумму кредита и выплатить проценты. При фирменном кредите импортер часто вносит так называемый покупательский аванс в размере, в большинстве случаев, 10-20% стоимости поставки в кредит, что представляет своего рода обязательства принять поставляемые в кредит товары.

Прямо до начала 60-х годов нашего века фирменные кредиты были преобладающей формой внешнеторгового кредита и по своему стоимостному объему более чем вдвое превышали банковский экспортный кредит. Однако быстрый рост международной торговли, необходимость импорта взаимосвязанной продукции сразу у нескольких поставщиков, увеличение сроков кредита продемонстрировали, что у фирменного кредита есть свои недостатки. Среди них, исходя из убеждений импортера, наиболее существенными являются: ограниченные сроки кредита, сравнительно небольшие объемы кредитования, жесткая привязанность импортера к продукции фирмы поставщика. Поэтому с ростом масштабов и диверсификацией международной торговли доля фирменных кредитов в общей сумме внешнеторгового кредитования начала снижаться, все более уступая место банковскому внешнеторговому кредитованию.

Банковский внешнеторговый кредит имеет с позиций импортера определенные преимущества перед фирменным кредитом: возможность некоторого маневра в выборе фирмы поставщика определенной продукции; более длительные сроки кредита; большие объемы поставок по кредиту; сравнительно меньшая стоимость кредита.

Первоначально банки вышли в сферу внешней торговли как кредиторы фирм экспортеров. Поэтому такие внешнеторговые кредиты именуются кредитами поставщику.

С течением времени национальные банки страны фирмы экспортера стали осуществлять более гибкую политику внешнеторгового кредитования: они стали предоставлять кредиты непосредственно импортеру. За счет полученных от банка средств импортер оплачивает поставки экспортера. Такой метод банковского внешнеторгового кредитования получил наименование кредиты покупателю. Они для импортера более выгодны. Появляется возможность выбора фирмы поставщика, однако пока исключительно в данной стране. Сроки кредита удлиняются, а его стоимость несколько снижается. При всем этом фирмы поставщики, устраненные от непосредственного участия в кредитования экспорта, не могут завысить цены кредита, что весьма типично при фирменном кредите и даже при кредите поставщику.

Помимо внешнеторгового кредита банки предоставляют своим контрагентам из других стран финансовые и валютные кредиты. Финансовые кредиты позволяют ссудополучателю ( частному или государственному ) использовать их в гораздо широком спектре, нежели чисто внешнеторговые кредиты. Он может осуществлять из-за этого кредита закупки товаров и услуг в любой стране, где качество и цена окажутся для него наиболее подходящими. Валютные же кредиты предоставляются заемщику в наиболее стабильной свободно конвертируемой валюте в целях выплаты внешнего долга, уплаты процентов по нему, пополнения счетов в свободно конвертируемой валюте. Если заемщиком выступает иностранное государство, то помимо указанных выше целей валютные кредиты применяются при осуществлении валютной интервенции в целях регулировании валютного курса.

Международный кредит сначала предполагает определение суммы кредита, его сроков и условий погашения, издержек заемщика по кредиту, также методов страхования кредитного риска.

Помимо этого здесь появляются два важных новых элемента кредита: валюта займа и валюта платежа. При получении кредита и кредитор, и заемщик заинтересованы в том, чтобы валюта займа характеризовалась высокой степенью устойчивости. Поэтому, обычно, кредиты предоставляются в долларах, немецких марках, японских йенах, швейцарских франках и других свободно конвертируемых валютах. Погашение кредита осуществляется не обязательно в той же валюте, в какой был выдан кредит. Например, Россия получает кредиты в разных валютах, но валютой платежа, обычно, остается доллар.

Сумма кредита определяется либо в коммерческом контракте, либо в эмиссионном проспекте при выпуске международных облигаций. Срок международного кредита находится в зависимости от целого ряда факторов, к которым относятся: цели и масштабы кредита; аналогичная практика в предоставлении предыдущих кредитов на эти же цели; традиции; национальное законодательство; межгосударственные соглашения.

В современных условиях обострения конкуренции в международной торговле каждое государство стремится создать условия для повышения конкурентоспособности отечественных экспортеров. В этих целях государство в почти всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляет операции по рефенансированию сделок промышленных компаний и банков, вовлеченных в экспортное кредитование. Происходит это в разнообразных формах. В одних странах созданы специальные государственные и полугосударственные ( смешанные с участием частного капитала ) банковские институты внешнеторгового кредитования, в других — банковские консорциумы, перед которыми становится задача создания благоприятных условий рефенансирования внешнекредитных операций коммерческих банков в центральном банке.

Типичным примером национального государственного института по стимулированию экспорта является Экспортно-импортный банк США ( Эксимбанк ), который был основан еще в 1934 году в целях предоставления прямых кредитов иностранным покупателям американских товаров. Ныне он предоставляет преимущественно гарантии американским промышленным и банковским компаниям против коммерческого и политического риска.

Подобные институты функционируют и в ряде других стран, а именно, в Японии и во Франции. Учрежденный в 1951 году Экспортно-импортный банк Японии в отличии от соответствующего в США имеет более широкие возможности кредитования: он кредитует и экспортные, и импортные, также операции по иностранным капиталовловложениям японских компаний. Причем он кредитует преимущественно не иностранных импортеров, а японских экспортеров.

Во Франции государственный кредитный механизм для поддержания экспорта начал функционировать еще в 1946 году. В некоторых странах — Бельгии, Голландии, ФРГ, Швеции — государство участвует в кредитовании экспортных операций через внешнеторговые банки, созданные с консорциумами коммерческих банков.

Помимо участия в кредитовании экспортеров государство в странах с рыночной экономикой проводит активную политику по страхованию внешнеторговых кредитов от изменений курсов валют, политической неустойчивости, которые существенно увеличивают риск осуществления международного кредита. В этих целях в Великобритании, во Франции, в ФРГ, в США и в других странах сложилась целая система страхования и гарантированния экспортных операций.

Возрастающую роль в сфере международного кредита играют международные и региональные финансово-кредитные институты: Международный банк реконструкции и развития ( Мировой банк ), Межамериканский банк развития, Азиатский и Африканский банки развития, Европейский банк развития. Среди них главным является Мировой банк с его двумя филиалами — Международной финансовой корпорацией ( МФК ) и Международной ассоциацией развития ( МАР ). Все эти банки развития существенную часть своих ликвидных ресурсов формируют на рынках капитала: как на международном, так и на национальных. Некоторая же часть отчисляется из бюджетов стран-членов банков. Активные операции банков развития реализуется как кредиты различным, сначала развивающимся странам. Особенностью кредитования МБРР является так называемый проектный подход к предоставлению кредита. Это означает, что кредиты банка даются той или иной стране не под неопределенные программы ее развития, а под конкретные инвестиционные проекты, имеющие технико-экономическое обоснование и признанные экспертами МБРР целесообразными. При всем этом Мировой банк предоставляет кредиты двух видов: кредиты A и кредиты B. Кредиты A полностью осуществляются за счет ресурсов банка. Кредиты B предоставляются банком как участником международного банковского консорциума, создаваемого совместно с крупнейшими коммерческими банками. Доля средств МБРР в общих ресурсах консорциума может колебаться в пределах 10-25%.

Филиалы МБРР играют в международном кредитовании несколько иную роль. МФК своими кредитами призвана способствовать эффективности частных инвестиций в странах-заемщиках. Она является одной из немногих международных организаций, которые могут осуществлять инвестиции в акции, а так же кредитование без государственных гарантий. Это позволяет МФК предоставлять кредиты, необходимые для того или иного проекта, и в то же время обеспечить возможность для каждой местной фирмы использовать заемный капитал из других источников.

Другой филиал МБРР — МАР предоставляет наиболее мягкие кредиты только для экономически слаборазвитых стран сроком на десятилетия под проценты, значительно ниже рыночных. Средства для предоставления кредитов целиком формируются за счет взносов стран-доноров.

Глава 3. Основные тенденции развития государственного кредита в РФ.

Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким макаром, в текущее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные — к внешнему.

Россия в современных условиях выступает, как впрочем и любое современное государство, одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков продвинутых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. Но особенность этих процессов состояла в том, что заимствование носило чисто коммерческий характер, а кредитование — преимущественно военнополитический. В результате, к настоящему времени, по отношению к развитым странам с рыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к развивающимся и некоторым постсоциалистическим странам Россия выступает чистым кредитором.

Сегодня Центральный банк фактически вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют решению главной задачи, возложенной на ЦБР, — поддержания устойчивости российской денежно-кредитной системы. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга. С одной стороны, наблюдается массовый приток средств нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента внутренних заимствований), с другой — происходит смешение понятий — "внутренний валютный долг", существующий в форме "вэбовок". С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ, а именно, по оценкам Центрального банка РФ, сальдо по счету текущих операций уменьшилось в 1996 г. на 7 млрд. долл. по сравнению с предыдущим годом.

ускорение концентрации и централизации капитала;На рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, учавствует и муниципальный кредит.

В 1993 году Парижский клуб (объединяет всех государственных кредиторов на международном уровне) и Лондонский клуб (объединяют частных кредиторов, преимущественно транснациональные банки ) отсрочили на пару лет выплату основой части российского долга. Но отдавать его придется. На ближайшую перспективу погашение предыдущей задолженности будет происходить за счет ее рефенансирования. Это означает, что ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данному году, придется брать равный ей новый кредит и за его счет платить по старым долгам. В конечном итоге в силу подобного метода погашения задолженности внешний государственный долг России останется вероятнее всего на уровне 1993 года. В то же время ряд российских коммерческих банков в обход государственного законодательства разместили на счетах иностранных банков около 20 миллиардов долларов к концу 1993 года и так называемое бегство капиталов из России не прекращается и навряд ли прекратится до того времени, пока не будет преодолен кризис кредитно-денежной системы страны, подавлена инфляция и банковские процентные ставки из негативных не превратятся в позитивные.

« В течение 1999 года Министерство финансов РФ осуществляло гибкую политику управления государственным долгом, направленную, сначала, на оптимизацию объема новых заимствований для финансирования дефицита государственного бюджета, также достижение договоренностей с иностранными кредиторами о частичном списании и реструктуризации внешнего долга бывшего СССР» ( Финансы 2000, №5 ).

Сначала 1998 года общий уровень долговой нагрузки составлял 49,4% к ВВП. В результате девальвации рубля 17 августа прошлого года произошел рост государственного долга с 52% до 120% к ВВП. ( Финансы 1999, №7 )

Опыт других стран, переживавших менее чем десятилетие назад подобное же состояние своих внешних финансов ( например, Мексика и др. ) свидетельствует, что без решения проблемы упорядочения кредитно-денежной системы страны погашения внешнего государственного долга даже растянутое на многие годы становится весьма проблематичным.

Можно выделить следующие особенности, связанные с нынешним состоянием государственного внутреннего долга.

1. Дефицитный бюджет приводит к ускоренному росту государственного внутреннего долга: в течение 1996 г. — вдвое (с 190 трлн. до 380 трлн. руб.), в течение 1997 г. — в 1,8 раза ( до 690 трлн. руб.). При сохранении таких темпов роста к 2000 г. объем государственного внутреннего долга будет сопоставим с величиной ВВП.

2. На государственный долг списывается все текущее бюджетное недофинансирование за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы. Это задолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и пр.

3. Центральный банк и Минфин РФ сконцентрировали свои усилия на узком "облигационном" сегменте финансового рынка.

4. Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух — трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.

5. Рынок российских государственных ценных бумаг станет цивилизованным только при увеличении числа инструментов и доли долгосрочных бумаг (со сроками обращения 5-30 лет), что произойдет не ранее, чем через два-три года. Управление государственными пассивами на первом этапе требует обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства.

6. Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. Например, из 14,2 миллиардов долларов, которые должны были быть выплачены России в счет погашении задолженности, в 1993 году было выплачено 2,1 миллиарда долларов или 15%.Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживания своего внешнего государственного долга.Такое состояние на первый взгляд легко решаемое — получить долги стран должников и за этот счет рассчитаться со странами с развитой рыночной экономикой и евробанками — на самом деле оказывается сложным и трудноразрешимом узлом противоречий. Долги развивающихся и постсоциалистических стран России по имеющимся оценкам достигают 145 миллиардов долларов. Но вернуть их трудно, поскольку кредиты под продажу оружия и чисто политические цели еще никогда и нигде не могли создать эквивалента для выплаты самой суммы долга и уплаты процентов. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так и резидентов совершенно иной характер приобретает задача маневрирования рублевыми и валютными пассивами.

Основными проблемами, связанными с нынешним состоянием государственного внешнего долга являются.

1. Принципиально разные правовые и экономические подходы практикуются в отношении внешнего долга бывшего СССР, принятого на себя Российской Федерацией, и вновь возникающего долга Российской Федерации. Если правовой режим первого задан спецификой заключенных международных договоров, то использование особых экономических подходов и порядка отражения второго в бюджетной отчетности навряд ли оправданно.

2. Серьезная проблема, связанная с долгом бывшего СССР, обусловлена той ролью, которую исторически играл Внешэкономбанк в расчетах с иностранными кредиторами. Как показали проверки, проведенные Счетной палатой РФ, Внешэкономбанк — агент правительства Российской Федерации по обслуживанию внешнего долга и управлению долговыми активами бывшего СССР и агент правительства по обслуживанию внутреннего валютного займа РФ в течение 1992-1996 гг. до сего времени функционирует вне пределов правового поля и крайне посредственно справляется с возложенными на него функциями. Статус Внешэкономбанка можно привести в соответствие со сложностью и значимостью решаемых им задач только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

3. Операции правительства по размещению еврооблигаций, также реализуемые Центральным банком РФ механизмы допуска нерезидентов на рынок внешних заимствований (ГКО-ОФЗ) еще не получили должной экономической и правовой оценки. Влияние данных кредитных потоков на платежный баланс России остается не изученным.

Стоит отметить, что информация о мероприятиях, проводимых правительством и его агентами по урегулированию вопросов, связанных с российскими внешними долгами и активами, необоснованно закрывается и практически недоступна даже для аудиторов Счетной палаты РФ. Это крайне затрудняет финансовый мониторинг, усложняет контроль за подобными операциями, стимулирует злоупотребления.

Заключение.

Назначение государственного кредита проявляется сначала в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые при помощи государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не стоит забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только при помощи налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.

Главных задач системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

Список литературы.

1. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы и статистика, 1992.

2. Дадашев В. Финансовая система России. М.: Инфра-М, 1997.

3. Кредиты. Инвестиции. — М.: “Приор”, 1995.

4. Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993

Кредит — есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на критериях возвратности за определенный процент.Кредит делает последующие функции:аккумуляцию и мобилизацию валютного капитала;перераспределение валютного капитала ;

Старейшая форма внешнеторгового кредита — фирменные кредиты. Преимущественно это ссуды, предоставляемые экспортером одной страны импортеру другой в виде отсрочки платежа или коммерческий кредит во внешней торговле.

Вопросы государственного долга в бюджетном кодексе РФ / Финансы, № 7 / 1999.

8. Семенкова Е.В., Алексанян В.М. Реструктуризация государственной задолженности / Финансы, №5 / 1999.